Баннер

Авторизация  



Формирования у учащихся готовности к самовоспитанию и самообразованию

Формирования у учащихся готовности к самовоспитанию и самообразованию

Формирования у учащихся готовности к самовоспитанию и самообразованию

 

В условиях рыночной экономики и мобильного социума возрастают не только возможности для проявления инициативы и самодеятельности каждого человека, но и требования к нему со стороны общества. Чтобы быть на уровне современных требований, педагогические работники непрерывно занимаются формированием у школьников потребности в самосовершенствовании, которая проявляется в двух взаимосвязанных формах: самовоспитании и самообразовании. Эти формы взаимно дополняют друг друга, оказывая совокупное влияние на развитие личности воспитанника. Вместе с тем самовоспитание и самообразование — два относительно самостоятельных процесса, которые предполагают как общие, так и специфические условия организации.

 

Самовоспитание представляет собой активную, целеустремленную деятельность учащегося, направленную на формирование и развитие у себя положительных и устранение отрицательных качеств в соответствии с общественными потребностями, социальными условиями и личной программой развития. Его целью является достижение осознанного и усвоенного учеником образа (идеала) гармонично развитого человека. Эта цель становится побудителем к действиям, приобретает свойства мотива.

 

Мотивы самовоспитания различны: жизненные устремления учащегося; потребность действовать в соответствии с нормами общественной морали и требованиями общества, выполнение индивидуальных обязательств, понимание необходимости преодоления жизненных трудностей, следование положительному примеру, идеалу.

 

Содержание самовоспитания зависит от возраста, индивидуальных особенностей, характера ученика. Обычно оно включает: совершенствование гражданских, эстетических, морально-нравственных, организаторских и физических качеств; формирование общей культуры, выработку умений управлять своим поведением, потребностями и чувствами.

 

На процесс и результаты самовоспитания большое влияние оказывает воспитание, которое не только создает условия, активизирующие совершенствование положительных личностных качеств и торможение отрицательных, но и в решающей мере определяет цели, характер и содержание работы над собой. В известной мере его следует рассматривать как управление самовоспитанием. Вот почему воспитание нередко называют генератором самовоспитания.

 

Процесс самовоспитания проходит в несколько этапов:

— осознание требований к себе;

— самопознание, критическая самооценка своей деятельности и поведения;

— планирование работы над собой, выработка программы и правил поведения;

— практическая реализация программы самовоспитания;

— самоконтроль, самооценка и самокорректирование действий, поведения.

 

В процессе самопознания учащийся на основе осознанных требований анализирует свои положительные и отрицательные стороны, оценивает себя, в результате чего принимает решение, определяет направление самовоспитания. Это решение оформляется в виде плана (программы) и правил самовоспитания. Вариант программы может быть сформулирован следующим образом: «Высказывать свое мнение лишь по вопросу, который хорошо изучил. Быть принципиальным, самокритичным, активно утверждать свои взгляды. Не допускать аморальных поступков. Быть примером для окружающих. Совершенствовать умения налаживать деловые взаимоотношения с товарищами, достигать взаимопонимания. Избавиться от излишнего честолюбия, элементов эгоизма. Постоянно давать отчет самому себе о прожитом дне, планировать дальнейшее с учетом достигнутого».

Наиболее существенные положения плана обычно дополняются конкретными правилами самовоспитания.

 

Важно в совершенстве владеть методами самовоспитания. Как показывает опыт, наиболее эффективными из них являются: самоубеждение, самообязательство, самоупражнение, следование примеру, самовнушение, самоконтроль и самоанализ. Самопоощрение и самонаказание обычно имеют ограниченное применение.

 

Посредством самоубеждения ребенок добивается признания необходимости развивать те или иные качества, утверждать у себя определенные взгляды, усваивать высоконравственные нормы поведения, поступать по определенным принципам и правилам.

 

Суть самообязательства — в сопоставлении своего «я» с требованиями, которые к человеку предъявляются, в осознании несоответствия между своим поведением и взятыми на себя обязательствами, направленными на устранение выявленных недостатков.

 

Самоупражнение помогает учащемуся вырабатывать у себя прежде всего привычки нравственного поведения, навыки и умения учебной деятельности, развивать интеллектуальные и физические способности.

 

Следование примеру обогащает воспитанника опытом поведения наиболее авторитетных людей, творческого его применения в своей деятельности, постоянного совершенствования планов работы над собой.

 

Самовнушение помогает вызывать и закреплять у себя определенные психические состояния, преодолевать отрицательные эмоции, управлять и мобилизовывать себя на выполнение сложных задач.

 

Самоконтроль и самоанализ применяются с целью сопоставить принятые планы и обязательства по самовоспитанию с реальной действительностью и поведением, найти в них несоответствия и внести, если необходимо, соответствующие коррективы.

 

Основным критерием самовоспитания учащегося является степень его общественной активности. Не испытывает потребности в самовоспитании только тот, кто ничего не делает. Именно в процессе разносторонней, активной общественно полезной деятельности ученик встречается с трудностями, обнаруживает свои недостатки, оценивает возможности их устранения, настойчиво идет вперед.

 

Самовоспитание неразрывно связано с самообразованием, под которым понимается целенаправленная работа по обновлению, расширению и углублению ранее полученных знаний, а также совершенствование практических навыков и умений в целях достижения высокого уровня образования и культуры.

 

Самообразование — обязательный компонент учебной деятельности школьника. Осознание необходимости повышения знаний, совершенствования навыков и умений, формирования мотивов самообразования является исходным моментом в работе по самостоятельному приобретению знаний, навыков и умений.

 

Самообразование приобретает тогда целенаправленный характер, когда ребенок чувствует необходимость в пополнении своих знаний, совершенствовании навыков и умений.

 

На основе поставленных целей учащимся разрабатывается личный перспективный план (программа) самообразовательной работы, как правило, на каждый период обучения. В нем предусматривается содержание, объем материала, который необходимо изучить, основные методы и средства реализации намеченного, а также сроки и формы контроля за его выполнением.

Самообразование учащихся имеет следующие направления: гражданское, общеучебное, психолого-педагогическое и общекультурное.

 

В наши дни непрерывно возрастают требования к повышению общей культуры ученика, что предполагает систематическое чтение художественной литературы, знакомство с произведениями музыки, живописи, кино- и театрального искусства. Кроме того, многим учащимся приходится иметь дело с компьютерами, нужны глубокие познания в математике, физике, т. е. широкие общенаучные знания. Качество и эффективность самообразования во многом зависят от стиля и методов самостоятельной работы. Важно, чтобы ребенок относился к самообразованию как к системе личной учебной деятельности, а не как к эпизодическому просмотру или прочитыванию отдельных книг, статей и т. д.

 

Главным методом самообразования является чтение. Необходимо вырабатывать привычку дифференцированного чтения. Дети должны научиться двум способами чтения: углубленному и скоростному. Знание обоих способов очень велико в свете достижений научно-технического прогресса.

Высокая самоорганизация, знание основных методов, накопление опыта самообразовательной работы позволяют человеку создать содержательную, целеустремленную индивидуальную программу развития своей личности.

 

Основным звеном в системе воспитательной работы школы также является самообразование и самовоспитание. При составлении плана этой работы классный руководитель изучает примерную программу самообразования учащихся и подбирает темы, представляющие для учащихся определенные трудности при организации самообразования. Обычно составляется календарный план самообразовательной работы на период учебного года, определяются конкретные темы, сроки их изучения.

 

Основные направления работы учителя по руководству самовоспитанием и самообразованием учащихся

 

Учителю необходимо осуществлять умелое руководство самовоспитанием и самообразованием учащихся. Анализ показывает, что в ходе самовоспитания и самообразования дети испытывают серьезные трудности, причины которых заключены в следующем: слабом владении навыками самопознания и самооценки, неумении определить цели и задачи самовоспитательной и самообразовательной работы; нерациональном планировании работы над собой. Это говорит о том, что самовоспитание и самообразование подопечных нельзя пускать на самотек, этими процессами необходимо руководить.

 

Руководство самовоспитанием и самообразованием — сложный, многогранный процесс, представляющий собой систему учебных, воспитательных, организационных мероприятий, направленных на обеспечение целенаправленной, систематической и разносторонней работы каждого учащегося по совершенствованию своей личности. Оно требует от учителей большого такта, высокой общей культуры, требовательности и заботы о подопечных. Классному руководителю принадлежит ведущая роль в руководстве самовоспитанием и самообразованием, которое он осуществляет с опорой на ученические организации.

 

Основная задача руководства состоит в целенаправленном побуждении учащихся к активной работе над собой, в выработке у них соответствующих мотивов к разностороннему совершенствованию, в создании для этого необходимых условий. Само руководство зависит от многих объективных и субъективных факторов и осуществляется во всех видах деятельности.

 

Наиболее существенное влияние на процессы самовоспитания и самообразования учащихся оказывают:

— пропаганда опыта самовоспитания и самообразования выдающихся деятелей, полководцев и военачальников, передовиков производства, высококлассных специалистов;

— доведение до глубокого сознания каждого ребенка требований, предъявляемых к человеку в обществе;

— изучение теории самовоспитания и самообразования, овладение методами, приемами и средствами работы над собой;

— формирование положительного общественного мнения, всестороннее стимулирование самовоспитательной и самообразовательной работы учащихся;

— помощь каждому ребенку в объективной оценке качеств и знаний, черт характера, в осуществлении самоконтроля за ходом и результатами работы над собой;

— оценка результатов работы, помощь в своевременной корректировке целей и задач.

 

Пропаганда опыта самовоспитания и самообразования предполагает систему мероприятий, направленных на формирование в сознании каждого учащегося образца деятельности по работе над собой, ознакомление его с методами и приемами самовоспитания и самообразования, на выработку стремления к систематическому самосовершенствованию. С этой целью используются различные формы, работы: лекции и беседы, читательские конференции, тематические кинофестивали, обсуждение научной, мемуарной и художественной литературы, различные собрания, посвященные вопросам самовоспитания и самообразования, и др.

 

Среди наиболее эффективных форм можно назвать: проведение тематических вечеров, бесед, дискуссий, собраний по вопросам теории и практики самовоспитания и самообразования личного состава; создание в библиотечке подразделения фонда литературы по вопросам самовоспитания и самообразования и его популяризация среди учащихся; систематическое проведение семинаров по вопросам методики руководства самовоспитанием и самообразованием.

 

Эффективность этих мероприятий тем выше, чем более дифференцированно они проводятся. Во многих школах разработаны варианты программ самовоспитания и самообразования, оборудованы специальные стенды, выставки литературы под рубрикой «В помощь занимающимся самовоспитанием и самообразованием», разработаны соответствующие рекомендации. В основе побуждения учащихся к работе над собой лежит определение индивидуальных, групповых и общеколлективных перспектив с учетом потребностей, жизненных целей, интересов, мотивов деятельности и поведения каждого ребенка.

 

Мобилизующе действует на учащихся стимулирование самовоспитательной и самообразовательной работы. Оно осуществляется путем создания условий для самосовершенствования и укрепления положительной мотивации к работе над собой.

 

Внешними стимулирующими условиями являются:

— неуклонное соблюдение порядка в школе;

— научная организация труда;

— формирование положительного общественного мнения в коллективе и высокой требовательности к каждому;

— включение каждого ребенка в активную социальную деятельность;

— организация отдыха и досуга.

 

Стимулирующее воздействие на внутренние мотивы самовоспитания и самообразования заключается в формировании у воспитанников сознательной установки, определенного психологического настроя к работе над собой. Действенным стимулом в работе над собой служат анализ и оценка деятельности каждого ребенка, его достижений и недостатков. Руководство самосовершенствованием осуществляется и через внутриклассное соревнование. Учащиеся берут на себя определенные обязательства, намечают сроки их выполнения и тем самым закладывают основы личных планов по самообразованию и самовоспитанию. Чем конкретнее обязательства, тем больше они способствуют самосовершенствованию детей.

 

Одним из важных направлений в руководстве самовоспитанием и самообразованием является оказание помощи учащимся в объективной оценке своих качеств, в осуществлении самоконтроля за работой над собой. Процесс самооценки сложен и противоречив. Дети нередко допускают ошибки, или завышая самооценку (преуменьшая и просто не замечая своих недостатков), или недооценивая свои положительные качества, черты характера, знания (неверие в свои силы, преувеличение своих недостатков и т. п.). В результате наблюдаются проявления самодовольства, неоправданные притязания или же снижение требовательности к себе, прекращение работы над собой. Вот почему оказание помощи воспитанникам в познании и оценке самих себя является необходимым звеном в деятельности учителя по руководству самосовершенствованием учащихся.

 

К руководству самовоспитанием и самообразованием относятся и постоянный контроль, действенная помощь детям в работе над собой. Контроль может выступать в различных формах: анализ результатов деятельности, качества выполнения поручений; выявление читательских интересов; индивидуальные и групповые беседы по вопросам реализации программы самовоспитания и самообразования и др.

 

Помощь учащимся оказывается посредством определения задач самовоспитания и самообразования, выбора содержания и планирования этой работы. Это могут быть и методические рекомендации по составлению программ самовоспитания, и обобщение и распространение передового опыта самосовершенствования лучших учащихся, и групповые и индивидуальные консультации.

 

Как в самовоспитании, так и в самообразовании определяющее значение имеет личный пример педагога в самосовершенствовании. Высокие личностные качества и глубокие разносторонние знания учителя, требовательность к себе в большом и малом, систематическая работа над собой как нельзя лучше стимулируют воспитанников к самовоспитанию и самообразованию.

© 2018 - ALLROUNDER
   
| Суббота, 21. Апреля 2018 || Designed by: LernVid.com |