Баннер

Авторизация  



Цели и задачи использования ИКТ

Цели и задачи использования ИКТ

Педагогический совет

«Технологии использования электронных образовательных ресурсов при организации учебного процесса» 

 

2011 г.

Технологии использования электронных образовательных ресурсов при организации учебного процесса 

 

 

Урок - это зеркало общей и педагогической культуры
учителя, мерило его интеллектуального богатства показатель его кругозора и эрудиции

В.Сухомлинский

Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой»,

- сказал ещё в начале XX века писатель-реалист  М. Горький. Эти слова классика звучат необыкновенно актуально сейчас, когда развитие техники идёт семимильными шагами.

Развиваются технологии – изменяются и требования, предъявляемые к содержанию учебного процесса. В настоящее время мы, учителя, должны не столько давать знания, сколько учить обучающихся учиться, самостоятельно находить источники пополнения знаний. В связи с этим возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, которые  не только облегчают доступ к информации, но и позволяют по-новому построить образовательную систему.

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной и индивидуальной работы учащихся. Сегодня, чтобы процесс обучения был полноценным, необходимо, чтобы каждый учитель мог подготовить и провести урок с использованием различных электронных образовательных ресурсов, потому что использование их способно сделать урок более ярким, увлекательным, насыщенным, более эффективным.

Использование ЭОР на уроках позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц, презентаций позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку, делают его интереснее.

Применение ИКТ  на уроках позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Причем материал могут находить и сами учащиеся в Интернете и на дисках (Например по русскому языку, очень богатый материал содержится на диске «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»). Т.о., формируется информативная компетенция обучающихся. Использование интерактивных тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности.

Использование мультипликации и анимации разнообразят уроки, активизируют учащихся. Интересно звучит на уроке лекция с использованием мультимедиа проектора, когда лекция сопровождается  демонстрацией  учащимся красочных схем, для пояснения используются различные  звуки  и анимация (но при этом нужно помнить, что излишняя анимация мешает восприятию), быстрые ссылки на ранее изученный материал. Важно продумать, где и как целесообразно использовать информационные технологии на уроке.

Современный урок выгодно отличается от урока, где главными инструментами учителя были мел и тряпка.  Но для того чтобы урок был интересным, учитель должен владеть современными образовательными технологиями и средствами обучения. Социальные сервисы web 2.0 дают прекрасную возможность моделировать такие уроки.

В настоящее время создано множество  различных коллекций цифровых образовательных ресурсов, включающих специально разработанные наборы разнообразных ЦОР, тематические коллекции, инструменты, программные средства для организации учебного процесса. Эти коллекции постоянно пополняются учебными и методическими материалами, помогающими  учителю  использовать современные  методы обучения.  Использование ЭОР повышает  наглядность, интерактивность.  Это анимированные рисунки и иллюстрации; интерактивные определения,  правила, таблицы, учебные тексты; электронные задания, тесты, словари и справочники.

Мне бы хотелось остановиться на тех ресурсах, которые чаще всего используются на уроке.

Чаще всего используются презентации. Использовать их можно и при объяснении  нового материала, и при закреплении знаний, и при выполнении творческих заданий и  физминуток. В презентацию можно вставить всё, что только возможно: и рисунки, и схемы, и тесты, и видео, и ссылку на другой ЭОР. По сравнению с другими ресурсами презентацию можно считать универсальным.

Анимации и иллюстрации, например, используются при объяснении нового материала: эти ресурсы наглядно демонстрируют учебный материал. Также эти ресурсы можно использовать для организации творческой работы.

На уроках обобщения и повторения целесообразно использовать интерактивные таблицы, схемы; они помогают систематизировать изученный материал. Впрочем, можно их использовать и при объяснении нового материала.    В отличие от печатных,  электронные таблицы обладают повышенной наглядностью. Одну и ту же таблицу можно использовать в течение всего периода изучения какой-либо  темы, так как таблицы бывают многоуровневые, содержащие полную информацию по какому-либо разделу. На этапах повторения и закрепления материала можно использовать интерактивные тесты. Преимущество электронных тестов в высокой степени интерактивности: и контролируют уровень знаний, и в случае необходимости помогают вспомнить правило. Проблема только в том, что за урок за компьютером может поработать не более 3-х обучающихся: если компьютер в кабинете один. Но я думаю, не за горами то время, когда в классах будет по 2-3 компьютера. Ведь совсем недавно у нас и одного компьютера в классе не было.

В данное время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно-ориентированное обучение. Но, тем не менее, урок был и остается главной составной частью учебного процесса. Учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредоточена на уроке. Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями проведения урока, его организационной и практической направленностью, его атмосферой, поэтому необходимо применение новых педагогических технологий в образовательном процессе.
Цели использования информационных технологий:
1.    Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной
деятельности в условиях информационного общества через:
•    развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером;
•    развитие   творческого   мышления   за  счет  уменьшения   доли   репродуктивной деятельности;
•    формирование   информационной   культуры,   умений   осуществлять   обработку информации (при использовании табличных процессоров, баз данных).
2.    Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного
общества:
•    подготовка      обучаемых      средствами      информационных      технологий      к самостоятельной познавательной деятельности
3.    Мотивация учебно-воспитательного процесса:
•    повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализациий изучении школьного  курса  биологии   выделяю несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера:
•    работа с программными продуктами(проведение виртуальных опытов.работа с интерактивным текстом ,эксперементы, которые невозможно провести в условиях  школьной лаборатории используя цифровой микроскоп)
•    наглядное пособие(фото-коллекции ,анимация процессов жизнедеятельности коллекция видеозаписей)

•    контроль знаний(промежуточный ,проверка ДЗ)
Широкое использование анимации, моделирования с использованием компьютера  делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся.
Не только учитель может проверить знания ученика, используя систему тестирования, но и сам ребенок может контролировать степень усвоения материала.
Использование виртуальных экскурсий значительно расширяет кругозор ребенка

Формы использования ИКТ.
1 Использование    готовых  электронных
продуктов позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика, позволяет повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности.
2. Использование мультимедийных презентаций  позволяет представить учебный материал как систему ярких  опорных    образов,    наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.
Подводя итог, можно сказать, что ЭОР можно использовать на всех этапах урока и при любой организации учебного процесса. При этом изменяется не только содержание учебного процесса, но и содержание деятельности учителя: учитель перестает быть просто "репродуктором" знаний, а становится разработчиком новых технологий обучения, что, конечно же, повышает его творческую активность, но и  требует высокого уровня методической подготовленности.

 

Презентация "Технологии использования электронных образовательных ресурсов при организации учебного процесса."

скачать презентацию можно тут

© 2018 - ALLROUNDER
   
| Понедельник, 19. Ноября 2018 || Designed by: LernVid.com |